Dipol FM | 105,6 fm

Павел Головин: "Новый музейный комплекс удивит тюменцев "

Меньше трех недель назад коллективам недавно объединенных краеведческого и художественного музеев представили нового директора. Некогда тележурналист, а ныне депутат городской Думы Павел Головин назначен руководителем строящегося музейного комплекса. "Вслух о главном" знакомится с новым директором нового культурного учреждения.

Меньше трех недель назад коллективам недавно объединенных краеведческого и художественного музеев представили нового директора. Некогда тележурналист, а ныне депутат городской Думы Павел Головин назначен руководителем строящегося музейного комплекса. «Вслух.ру» знакомится с новым директором нового культурного учреждения. — Могли бы вы вспомнить свои первые, вероятно, детские впечатления о музеях? — Наверное, как и любому ребенку, мне был интересен музей природы, хотя говорят, сейчас детей это не очень завлекает. — В каком городе был этот музей природы? — В Тюмени. — Что там было? Полный скелет мамонта уже выставлялся? — Ну, я уже не помню, это было давно. Птицы, чучела волков, медведей… — А вот до тех пор, как стало известно, что вам предлагается должность директора, каков был образ музея уже у взрослого Павла Головина? — Ну, я почему-то всегда думал, что музею в Тюмени не хватает какой-то раскрутки. Не хватает новых подходов в организации экспозиций и выставок. Потому что, например, разослать прайс-листы о том, что происходит у нас в музее, — это самое легкое, может и секретарь сделать. Надо подойти к выставке с разных точек организации. Здесь уже возникает вопрос пиара, креатива. — Стало быть, происходившее в музеях казалось скучноватым, недостаточно живым… — Я не хочу сказать, что скучноватым, потому что сами экспонаты — они не позволяют скучать. Фонды у нас шикарные, очень именитые, есть такие реликвии, о которых другим музеям только мечтать. Единственное, что к самим экспозициям подход был такой: «Вот мы организовали экспозицию, пожалуйста, приходите!» А как завлечь зрителя, обыкновенного среднестатистического тюменца? Кто разбирается в музейном деле, тот придет в любом случае. Кто разбирается в живописи, придет в любом случае. Потому что это его — его тема, его жизнь и так далее. А вот я обычный работник какого-то предприятия, обычный менеджер в фирме — что меня привлечет в музей? Может быть, изюминка какая-то, легенда. — Может, и не стоит привлекать людей, которые сами не хотят идти в музей? — Как вы считаете, самая основная задача музея какова? — Сохранять какие-то вещи и показывать? — Сохранять — это, можно сказать, фондохранилище. А музея, непосредственно экспозиционного момента? Я считаю, очень важна просветительская работа, образовательная работа, научная работа. — Правильно ли я понимаю, что в новом музее и у вас, как у нового директора, приоритетом становится экспозиционная деятельность? — Нет, вы неправильно понимаете. Не нужно забывать, что музейное дело делится на две части: первое, вы правильно сказали, экспозиционно-выставочная деятельность и второе — коллекционирование, собирание, хранение фондов. И вообще, когда музеи зарождались у нас в России… Первое — сохранять наследие, а второе — это просвещение. Показывать, что происходило, когда происходило. Учить. Вот, наверное, так. — Интересно еще на минутку вернуться к преддиректорскому времени и узнать, какие выставки, события — что-то, происходившее в музеях, привлекало ваше внимание в последнее время, понравилось, особо запомнилось? — Привлекало всегда что-то новое! Согласитесь, вот сходил я в музей, посмотрел постоянную экспозицию — и когда я в следующий раз пойду туда? А новинки привлекают. — Ну что-нибудь вспомните, ведь интересно узнать о ваших пристрастиях, вкусах. — Ну, если совсем последнее время взять, то приезд сюда коллекции Фаберже… Помимо всего прочего, наша постоянная экспозиция музея изобразительных искусств — сюда можно ходить практически вечно, наслаждаться теми работами наших классиков, которые хранятся в фондах. У нас действительно есть оригиналы — очень серьезные оригиналы очень великих и именитых классиков, как зарубежных, так и русских… Фотовыставки, например… Или выставка оружия в музее «Городская Дума». Это очень серьезная выставка, думаю, она удалась со всех сторон. Сейчас в планах данную выставку раскручивать, причем не просто пиаря, а находя в фондах еще какие-то экспонаты, которые будут выставляться и дополнять то, что сейчас находится там. И данная выставка будет привлекать к себе новинкой. — То есть будет долгосрочной? — Да, она будет долгосрочной за счет того, что будет дополняться и обновляться. Обновление, или смена, это задача, которая, мне кажется, достаточно слабенько выполнялась у нас в музеях. Есть такое понятие — постоянно меняющаяся экспозиция. То есть она как бы постоянная, но в ней постоянно идет обновление. Она постоянно разная. Фонды нам позволяют это делать. — Насколько я знаю, у музейных работников было желание делать больше выставок, но, кажется, площадей не хватало. — Есть момент временных экспозиций. Например, мы сейчас делаем выставку оружия. Прошло время, мы ее замакетировали, закаталогизировали, и эту выставку в любой момент снова можем выставить. Понимаете как? Не то, что выставка прошла, и о ней забыли. А периодически сменяющиеся выставки. Такой поток. — И все же, временных выставок в музеях было достаточно много, однако научные сотрудники продолжали говорить, что не хватает площадей, и есть гораздо больше, чего они хотели и могли бы показать. Вот вы назначены директором музейного комплекса, то есть речь идет о каких-то новых пространствах. Расскажите, как два музея будут уживаться в комплексе — какие площади будут у одного, какие — у другого… — Нет, подождите. Основная задача сегодня — объединение двух музеев в один музейный комплекс. Никаких подразделений по площадям или еще по каким-то вопросам не будет. Концепция музейного комплекса еще разрабатывается, и говорить об этом рано. Я вам хочу сказать, что новый музейный комплекс будет включать в себя все то новое и новаторское, что происходит в музейном сообществе всемирно. — Могли бы вы обрисовать эти новые тенденции? — Не буду я пока этого делать, могу единственное сказать, что когда откроется новый музейный комплекс, тюменцы удивятся. Они действительно удивятся. — Тогда расскажите подробнее о концепции — кто работает над ней, какие сроки ее подготовки, будет ли экспертиза… — Сейчас губернатор поставил задачу, чтобы это здание действительно стало музейным комплексом, а не долгостроем в центре города. Сегодня стоят задачи наработать как можно больше передовых технологий… — У кого они заимствуются, какие-то специалисты приезжают?.. — Тут, понимаете, одним словом не сказать. Я думаю, участвовать будут многие консалтинговые фирмы, которые занимаются музейными технологиями. Их достаточно — и российских, и зарубежных. — То есть, идет работа по определению главного подрядчика? — Совершенно верно, а также наши историки, которые работают в музее, полностью принимают участие в обсуждении, в разработках и так далее. - Речь идет об общей экспозиции? — Я думаю, что в любом случае в музейном комплексе подразумевается разделение, иначе никак. Если человек пришел посмотреть живопись, он придет туда, где экспонируется живопись. — Сроки окончания работы над концепцией или сдачи музея назначены? — Перед нами поставлена задача открыть музейный комплекс к концу 2009 года. — Кажется, фонды краеведческого музея давно готовятся к переезду… — Работы над новым фондохранилищем подходят к концу, и одна из серьезнейших екатеринбургских фирм просчитала логистику переезда фондов из Спасской церкви — финансы, необходимое оборудование и так далее. — Могли бы вы уточнить объемы фондов в краеведческом музее, в музее изобразительных искусств, а также вместительность нового фондохранилища? Фондовики выражали сомнение, что коллекции двух музеев там поместятся. — В настоящее время мы ждем информацию о просчетах данной ситуации. — А если окажется, что места недостаточно? — Мы будем искать дополнительные площади. Еще не все строительные работы в здании закончены, в качестве одного из вариантов — мы можем перестроить часть здания и добавить площадей фондохранилищу. Вариантов-то много… Но я привык к тому, чтобы не смотреть вперед, пока не знаешь сегодняшней ситуации. В любом случае, если вы посмотрите, в каком состоянии сегодня хранятся коллекции, при какой температуре и уровне влажности, вы поймете, что перемещение фондов — это только в плюс. — Поясните немного относительно новых подходов — существуют ли они вообще? — к фондам. Действительно ли есть идея «разгружать» фонды от излишнего количества единиц хранения? — Это же невозможно! Все, что хранится в наших музейных фондах, это музейные фонды, причем государственные. Рассуждать о том, чтобы например, как я тут в одной статье прочитал, оставить три прялки из 28-х… Да у кого рука поднимется? Единственное, я говорю о подходах к фондохранению. Есть два типа — закрытые фонды и открытые… Понимаете, сегодня есть коллекции, которые, в сущности, интересные не слишком широкому слою специалистов, скажем, человекам ста в городе. Но они востребованы для изучения, для написания каких-то работ — дипломных, научных… В мировой практике широко применяется метод открытого хранения. Это почти та же экспозиция, только в уплотненном виде. Предметы из фондов посетитель может зайти и посмотреть в любой момент. — В Эрмитаже для этого построено отдельное современное здание, то есть речь идет об огромных площадях. — А вы думаете, в нашем музейном комплексе мало площадей? Вы только подойдите к нему! Только издалека кажется, что он маленький. — То есть концепция открытого хранения всерьез обсуждается? — Конечно. Вы поймите, ничего пагубного относительно хранения коллекций не планируется. Если при изучении ситуации мы встанем перед проблемой недостатка площадей, мы, конечно же, не будем уничтожать фонды, мы будем продумывать площади. …У вас вопросы такие специфические, мне кажется, лучше поговорить на более глобальные, серьезные темы, чем говорить о количестве квадратных метров в фондохранилище. Это производственный вопрос, мы сейчас его изучаем. — Ну вы же журналист и знаете, когда вся информация выложена публично, вопросов не возникает. — Что я могу вам выложить, если идет просчет всех квадратов! При современных методах хранения нужно просчитать количество квадратных метров, оно будет прямо пропорционально зависеть от качества хранения и от количества предметов хранения. Этот вопрос могут просчитать только специалисты, их сейчас выбрали, и они занялись подсчетами. Заметьте, проект создавался около 18 лет назад, как вы думаете, фонды изменились? Они чуть ли не ежедневно изменяются. — Вы до сих пор не имели дело с музеями, каким образом собираетесь в эту тему входить? Может, получите новое образование — в депутатское время вы ведь окончили юридический факультет… — Музей — это учреждение культуры, имеющее многомиллионный баланс, на котором стоит имущество. За ним нужно следить, им нужно управлять и, помимо этого, есть целый ряд организаторских моментов. И есть специалисты, которые имеют очень высокие степени в плане изучения коллекций, выставочной деятельности… — Вы это говорите к тому, что вам не обязательно обладать какими-то специальными знаниями в области музеев? — Здесь я отвечу так: «Учиться, учиться и учиться». — Готовы ли вы последовать примеру Словцова, который в той «непонятной» статье приводила сотрудница музея, — когда Ивана Яковлевича назначили директором Александровского реального училища, он, несмотря на то, что несколько лет в нем преподавал, отправился в путешествие по другим городам, чтобы узнать, как там работают подобные учреждения? — Да, конечно. В первую очередь хотелось бы попасть по соседям, в Омск, Челябинск. В Челябинске открыт новый музей, очень серьезный комплекс — интересно посмотреть их подходы. Наслышан, что в Питере есть очень серьезная школа изучения интерактивного подхода к музейному экспонированию. Я точно не знаю где, кажется в Русском музее, собрана информация о новых подходах. Возможно, и за границу… Но в первую очередь я надеюсь на то, что найду огромную поддержку у наших очень авторитетных и опытных музейных работников. … Некоторые мои высказывания воспринимают слишком буквально, важно заметить, что я пришел не революцию делать. То есть революций не нужно, у нас великолепные фонды, великолепные работники с огромнейшим опытом, оба музея — что музей изобразительных искусств, что краеведческий — это два музея именитых, со своим авторитетом. — Поскольку выяснилось, что вы будете в первую очередь директором-хозяйственником, который осуществляет весь деловой процесс, возникает вопрос, будет ли у вас заместитель по музейной работе? — Конечно — есть главный хранитель, есть заместитель директора по научной работе, есть заместитель директора по научно-образовательной работе… — В музее изобразительных искусств главным хранителем останется Людмила Овсянкина, а краеведческое направление кто возглавит? — Не надо забывать, что у нас краеведческое направление также делится на фонды и филиалы — наш музей Машарова, музей Колокольникова, «Городская Дума», археологический музей. Я хочу сказать одно: те, кто отдал практически полжизни нашему музею — в любом случае эти люди останутся работать, никаких штатных революций не предвидится. — Какая установка на счет филиалов, все они останутся у музея? — Пока разрабатывается концепция, все останется по-прежнему. — Обрисуйте, пожалуйста, ваш ближайший план действий на посту директора? — Первое, конечно, — разработка концепции и достройка музейного комплекса. Второе — сделать так, чтобы в музейном комплексе появились, как минимум, серьезный отдел пиара, очень серьезный отдел в плане работы со спонсорами, коммерческий отдел и отдел, который будет заниматься креативом. Креативом дизайна. Креативом темы. — Креативом темы? — Ну, вы понимаете что такое креатив? — Ну, это такое слово… — Нет, это очень серьезное слово. — …всеобъемлющее, можно сказать. — Нет, не всеобъемлющее. Это привнесение нового и интересного… Более смелый подход. Чтобы зритель не просто, проходя мимо, обратил внимание, что в музее какая-то выставка, а чтобы он шел в музей специально. — Приведите пример, как это выглядит? — Увидите скоро, не хочется раскрывать секрета, который задуман. — Ну хоть какие-то направлении обозначьте. Это будут танцы, клоуны… — Нет, какие клоуны! — … необычная инсталляция? Выставка на потолке? Мультимедиа… — Вообще да, все схемы привлечения публики. Все, любые совершенно. Вы увидите это все. В любом случае, это будет происходить.

Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram и самое полезное в Vk.
Последние новости
В Тюменской области 20 декабря ожидают сильный снегопад
В Тюменской области 20 декабря ожидают сильный снегопад
Ветер поднимется до 7-12 м/с.
#дороги
#снег
#прогноз
#снегопад
#тк
В Тюмени у должника по штрафам арестовали "ГАЗель"
В Тюмени у должника по штрафам арестовали "ГАЗель"
Неплательщика помогла выявить "Паутина".
#долг
#штраф
#ГАИ
#тк
Александр Моор выделил главные темы из прямой линии с Владимиром Путиным
Александр Моор выделил главные темы из прямой линии с Владимиром Путиным
Глава государства обозначил основные направления работы.
#губернатор
#Александр Моор
#Владимир Путин
#прямая линия
#новости Тюмени
#строительство
#помощь
Фуат Сайфитдинов: Прямая линия с Владимиром Путиным - беспрецедентный формат общения лидера государства с народом
Фуат Сайфитдинов: Прямая линия с Владимиром Путиным - беспрецедентный формат общения лидера государства с народом
Председатель Тюменской областной думы Фуат Сайфитдинов прокомментировал прямую линию с президентом.
#Фуат Сайфитдинов
#президент
#прямая линия
#депутаты
#облдума
#новости Тюмени
Артем Жога: Донбасс возрождается во многом благодаря Сибири и Уралу
Артем Жога: Донбасс возрождается во многом благодаря Сибири и Уралу
Полпред уверен, что восстановление разрушенных населенных пунктов на возвращенных территориях будет завершено.
#Артем Жога
#Донбасс
#СВО
#строительство
#помощь
#тк